1. Концептуальная часть проекта
Цель инновации: создание в гимназии оптимальных условий для развития, самоопределения, самореализации личности, интеллектуально-нравственного становления и роста учащихся третьей ступени (10-11 классы) педагогическими средствами модели мультипрофильной школы.
Задачи:
• изучение литературы и опыта работы по модели мультипрофильной школы;
• психологическая подготовка учителей и специалистов к работе по данной модели;
• информирование родителей об их участии в эксперименте, характере и ожидаемых результатах эксперимента;
• разработка системы диагностики развития учащихся при апробации концептуальных идей модели МПШ и системы мониторинга промежуточных и конечных результатов;
• диагностика и оценка состояния образовательного процесса в собственной педагогической практике;
• изучение реальных учебных возможностей учащихся.
Мы считаем, что эффективное развитие личности, интеллектуально-нравственное становление и личностный рост старшеклассников в условиях современной школы могут быть достигнуты за счет трансляции модели мультипрофильной школы на III ступени обучения, которая обеспечивает:
• свободу выбора личной траектории развития через индивидуальный учебный план;
• создание предметно-познавательной деятельности школьников посредством не классно-урочной, а предметно-групповой формы обучения, за счет этого снизить недельную учебную нагрузку учащихся, сохранив ее высокой для тех, кто с ней справляется легко.
В концепции школы при ее воплощении в жизнь мы исходим из идеи, что каждый человек обладает особой индивидуальностью, предзаданностью, которую он реализует в своей жизни и которая во многом определяет процесс самоопределения человека, его выбор того или иного рода деятельности и средств достижения цели. Основная задача общего образования, на наш взгляд, состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать и развить те способы, которые позволили бы ему максимально реализовывать себя, руководствуясь гуманистическими ценностями. Узнавание себя, постепенное складывание образа своего «Я» вместе с приобретением опыта использования средств развития своей индивидуальности, является для нас одним из основных блоков содержания образования.
Основное предназначение человека — максимально реализовать свою человеческую сущность, индивидуальность, быть самим собой. Это в свою очередь, предполагает, что человек:
• уверен в себе, постоянно расширяет свои возможности и не боится их реализовывать;
• умеет действовать в постоянно меняющихся и непредсказуемых ситуациях жизни, способен к профессиональной мобильности;
• способен к непрерывному самообразованию;
• умеет адекватно оценивать свои силы и находить возможности их применения;
• способен принимать решения и достигать результата в соответствии с поставленной целью;
• умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя прав и свобод других;
• умеет быть терпимым к другим людям, непохожим на него.
Роль гимназии при этом состоит в создании системы благоприятных условий для осуществления личностного самопознания, самовыражения, самоопределения по отношению к природе, культуре, обществу, самому себе.
Достижение этого идеала связано, прежде всего, со значительной перестройкой всей организации жизни гимназии, ее уклада, изменением содержания образования и средств педагогической деятельности. Без таких изменений при сохранении традиционного подхода к обучению невозможно эффективно влиять на процесс развития индивидуальности детей.
Для создания в гимназии таких оптимальных условий развития самоопределения личности, интеллектуально-нравственного становления и роста учащихся третьей ступени (10-11кл.), мы решили прибегнуть к модели мультипрофильной школы. Изучали литературу и опыт работы, готовили психологически учителей и специалистов к работе по данной модели, информировали родителей об их участии в инновации, характере и ожидаемых результатах работы. За опытом съездили в гимназию города Борисова, после увиденного захотелось решить эту сложную задачу самим, а когда получилось, то вот уже пять лет идем по пути мультипропрофильного обучения учеников старшей ступени. Все инновационные модели у нас в гимназии вводились не по частям (на один класс, на отдельные предметы и д.т.), а на всю старшую ступень (последовательно) и по всем предметам, выбираемым учениками.
2. Организационно-управленческий аспект инновационной деятельности
Сроки реализации и этапы инновации: июнь 2002 г. – июнь 2007г.
Подготовительный этап(июнь 2002 г. - январь 2003 г.)
1. Начало создания в гимназии банка информации "Модель мультипрофильной школы: организация, технология, опыт".
2. Изучение литературы по теме эксперимента.
3. Анализ основных принципов, подходов, идей, правил, приемов, средств и т.д., которые предстоит освоить и проверить в ходе инновационного проекта.
4. Инструктивно-методическое совещание с педагогами"Многопрофильная школа: задачи, анализ опыта работы, проблемы. Мультипрофильность как одно из средств решения выявленных проблем".
5. Анализ кадровой ситуации.
6. Проведение предметных методических объединений по определению возможных уровней обучения предмету и по самоопределению педагогов в образовательном процессе.
Проектировочно-диагностический этап (февраль 2003 г. – август 2003 г.)
1. Психологический практикум "Обучение выбору или как распоряжаться свободой".
2. Выявление запросов учащихся на образовательные услуги. Составление анкеты. Обработка и анализ результатов анкетирования.
3. Запуск процесса самоопределения учащихся: составление индивидуальных учебных планов.
4. Индивидуальные консультации (учащихся, родителей, учителей).
5. Анализ и обработка индивидуальных учебных планов.
6. Формирование учебных групп.
7. Составление расписания.
8. Проведение родительских и ученических собраний (девятые классы) с обсуждением вопросов, связанных с организацией в гимназии внедрения модели мультипрофильного обучения.
Реализационный этап (сентябрь 2003 – июнь 2006 г.)
1. Организация обучения учащихся десятых и одиннадцатых классов по мультипрофильной модели. Мониторинг эффективности апробации модели мультипрофильной школы.
2. Фиксация хода эксперимента и промежуточных результатов.
3. Внешняя оценка процесса и результатов инновации.
4. Включение новых классов (X и XI классов) по данной модели.
5. Регулярное информирование родителей о ходе и результатах инновации.
6. Ежегодные промежуточные отчеты о ходе инновационной работы на заседаниях педагогического (научно-методического) совета.
7. Проведение педагогических консилиумов
8. Семинары-практикумы для педагогов по обмену опытом работы.
IV. Этап обобщения результатов инновационной деятельности (август 2006 – март 2007 г.)
1. Анализ результатов инновационной работы по апробации модели мультипрофильной школы.
2. Сравнение результатов исходного и конечного состояний.
3. Выявление соответствия результатов целям инновационной деятельности.
V. Этап подведения итогов инновационного проекта (март 2007 – июнь 2007 г.)
1. Подготовка аналитического доклада и комплекса материалов по итогам эксперимента.
2. Разработка практических рекомендаций по использованию в гимназии моделей мультипрофильной школы.
3. Заседание педагогического совета гимназии по итогам внедрения модели мультипрофильного обучения в старших классах.
4. Завершение создания электронного банка учебно-методических материалов мультипрофильной школы.
Работа в старших классах не является отдельным инновационным проектом. Она ведется в рамках общей концепции гимназии, и поэтому главной задачей остается научиться самоопределяться как ученику, так и педагогу, то есть определять себя, находить свое место, заниматься своей деятельностью, а следовательно — уметь совершать выбор: обоснованный, самостоятельный и оптимальный. И представление человека об образовании, о себе в образовании — это одна из ступеней в этом процессе.
|