Главная
О гимназии
Предметные кафедры
Инновационная работа
Наши проекты
Конференция "Путь к истокам"
Пед.мастерская
Воспитательная работа
Газета "Гимназист"
Фотогаллерея
Контакты
:: Внедрение модели мультипрофильного оучения в старших классах
ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2002-2007 УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ: Вилейская гимназия №1 «Логос»
АДРЕС  УЧРЕЖДЕНИЯ: г.Вилейка, пл. Свободы, д. 2
РУКОВОДИТЕЛЬ  УЧРЕЖДЕНИЯ: Жибуль Наталия Петровна,  директор гимназии, 8-01771-5-55-65

НАУЧНЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ:
1.Н.И.Запрудский, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий  кафедрой педагогики Академии последипломного образования.
2. А.И.Добриневская, методист высшей категории отдела координации системы повышения квалификации Академии последипломного образования, председатель правления ОО «Инновации в образовании».

1. Концептуальная часть проекта

Цель   инновации:   создание   в   гимназии   оптимальных   условий для   развития,   самоопределения,   самореализации   личности,   интел­лектуально-нравственного   становления   и   роста   учащихся третьей ступени (10-11 классы)  педагоги­ческими   средствами   модели   мультипрофильной   школы.

Задачи:
•    изучение   литературы   и   опыта   работы   по   модели   мульти­профильной   школы;
•   психологическая   подготовка   учителей   и   специалистов   к   работе   по   данной   модели;
•   информирование   родителей   об   их   участии   в   эксперименте, характере   и   ожидаемых   результатах   эксперимента;
•   разработка   системы   диагностики   развития   учащихся   при   апробации   концептуальных   идей   модели   МПШ   и   системы   монито­ринга   промежуточных   и   конечных   результатов;
•   диагностика   и   оценка   состояния   образовательного   процесса в   собственной   педагогической   практике;
•   изучение   реальных   учебных   возможностей   учащихся.

Мы считаем, что эффективное развитие личности, интеллектуально-нравственное становление и личностный рост старшеклассников в условиях со­временной  школы могут быть достигнуты за счет трансляции модели мультипрофильной школы на III ступени обучения, которая обеспечивает:
•   свободу   выбора   личной   траектории   развития   через   индиви­дуальный   учебный   план;
•   создание   предметно-познавательной   деятельности   школьников посредством   не   классно-урочной,    а   предметно-групповой   формы обучения,   за   счет   этого   снизить   недельную   учебную   нагрузку   уча­щихся,   сохранив   ее   высокой   для   тех,   кто   с   ней   справляется   легко.

В   концепции школы при ее воплощении в жизнь мы исходим из идеи, что каждый человек обладает особой индивидуальностью, предзаданностью, которую он реализует в своей жизни и которая во многом определяет процесс самоопределения человека, его выбор того или иного рода деятельности и средств достижения цели. Основная задача общего образования, на наш взгляд, состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать и развить те способы, которые позволили бы ему максимально реализовывать себя, руководствуясь гуманистическими ценностями. Узнавание себя, постепенное складывание образа своего «Я» вместе с приобретением опыта использования средств развития своей индивидуальности, является для нас одним из основных блоков содержания образования.
Основное предназначение человека —  максимально реализовать свою человеческую сущность, индивидуальность, быть самим собой. Это в свою очередь, предполагает, что человек:
• уверен в себе, постоянно расширяет свои возможности и не боится их реализовывать;
• умеет действовать в постоянно меняющихся и непредсказуемых ситуациях жизни, способен к профессиональной мобильности;
• способен к непрерывному самообразованию;
• умеет адекватно оценивать свои силы и находить возможности их применения;
• способен принимать решения и достигать результата в соответствии с поставленной целью;
•  умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя прав и свобод других;
•  умеет быть терпимым к другим людям, непохожим на него.

Роль гимназии при этом состоит в создании системы благоприятных условий для осуществления личностного самопознания, самовыражения, самоопределения по отношению к природе, культуре, обществу, самому себе.
Достижение этого идеала связано, прежде всего, со значительной перестройкой всей организации жизни гимназии, ее уклада, изменением содержания образования и средств педагогической деятельности. Без таких изменений при сохранении традиционного подхода к обучению невозможно эффективно влиять на процесс развития индивидуальности детей.
Для создания в гимназии таких оптимальных условий развития самоопределения личности, интеллектуально-нравственного становления и роста учащихся третьей ступени (10-11кл.), мы решили прибегнуть к модели мультипрофильной школы. Изучали литературу и опыт работы, готовили психологически учителей и  специалистов к работе по данной модели, информировали родителей об их участии в инновации, характере и ожидаемых результатах  работы. За опытом съездили в гимназию города Борисова, после увиденного захотелось решить эту сложную задачу самим, а когда получилось, то вот уже пять лет идем по пути мультипропрофильного обучения учеников старшей ступени. Все инновационные модели у нас в гимназии вводились не по частям (на один класс, на отдельные предметы и д.т.), а  на всю старшую ступень (последовательно) и по всем предметам, выбираемым учениками.

2. Организационно-управленческий аспект инновационной деятельности

Сроки реализации и этапы  инновации: июнь 2002 г. – июнь 2007г.
Подготовительный   этап(июнь 2002 г. - январь 2003 г.)
1. Начало создания   в   гимназии   банка   информации   "Модель   мультипро­фильной   школы:   организация,   технология,   опыт".
2. Изучение   литературы   по   теме   эксперимента.
3. Анализ   основных   принципов,   подходов,   идей,   правил,   при­емов,   средств   и   т.д.,   которые   предстоит   освоить   и   проверить   в ходе   инновационного проекта.
4. Инструктивно-методическое совещание с педагогами"Многопрофильная   школа:   задачи, анализ   опыта   работы,   проблемы.   Мультипрофильность   как   одно из   средств   решения   выявленных   проблем".
5. Анализ   кадровой   ситуации.
6. Проведение предметных методических объединений по оп­ределению возможных уровней обучения предмету и по само­определению педагогов в образовательном   процессе.

Проектировочно-диагностический этап (февраль 2003 г. – август 2003 г.)
1. Психологический практикум "Обучение выбору или как рас­поряжаться   свободой".
2. Выявление   запросов   учащихся   на   образовательные   услуги. Составление   анкеты. Обработка   и   анализ   результатов   анкетирова­ния.
3. Запуск процесса самоопределения учащихся: составление индивидуальных учебных планов.
4. Индивидуальные   консультации   (учащихся,   родителей,   учите­лей).
5. Анализ   и   обработка   индивидуальных   учебных планов.
6. Формирование   учебных   групп.
7. Составление   расписания.
8. Проведение родительских и ученических собраний (девятые классы) с обсуждением   вопросов, связанных с организацией в гимназии внедрения модели мультипрофильного обучения.

Реализационный  этап   (сентябрь  2003 – июнь 2006 г.)
1. Организация обучения учащихся десятых и одиннадцатых классов по мультипрофильной модели. Мониторинг эффективности апробации модели мультипро­фильной   школы.
2.  Фиксация хода эксперимента и промежуточных результа­тов.
3.  Внешняя оценка процесса и результатов инновации.
4.  Включение новых классов (X и XI классов) по данной мо­дели. 
5.  Регулярное информирование родителей о ходе и резуль­татах инновации.
6. Ежегодные промежуточные отчеты о ходе инновационной работы на засе­даниях педагогического (научно-методического) совета.
7. Проведение педагогических консилиумов
8. Семинары-практикумы для педагогов по обмену опытом работы.

IV. Этап обобщения результатов инновационной деятельности   (август 2006 – март  2007 г.)
1.   Анализ   результатов   инновационной работы   по   апробации   модели   мультипро­фильной   школы.
2.   Сравнение   результатов   исходного   и   конечного   состояний.
3.   Выявление   соответствия   результатов   целям   инновационной деятельности.

V. Этап подведения итогов инновационного проекта (март 2007 – июнь  2007 г.)
1.  Подготовка аналитического доклада и комплекса материа­лов по итогам эксперимента.
2. Разработка практических рекомендаций по использованию в гимназии моделей мультипрофильной школы.
3. Заседание педагогического совета гимназии по итогам внедрения модели мультипрофильного обучения в старших классах.
4. Завершение создания электронного банка  учебно-методических материалов мультипрофильной школы.

Работа в старших классах не является отдельным инновационным проектом. Она ведется в рамках общей концепции гимназии, и поэтому главной задачей остается научиться самоопределяться как ученику, так и педагогу, то есть определять себя, находить свое место, заниматься своей деятельностью, а следовательно — уметь совершать выбор: обоснованный, самостоятельный и оптимальный. И представление человека об образовании, о себе в образовании — это одна из ступеней в этом процессе.     

 
  Текст отчета полностью
 
 

 

 
 
All Rights Reserved 2010 Вилейская гимназия №1 "Логос"
Free Website Templates
Hosted by uCoz